Проникновенный рассказ и стихотворения, посвященные жертвам терроризма в Беслане, фото с места трагедии во время информационного часа тронули душу каждого зрителя.
Большой зал городского Дворца культуры заполнился беспечной детворой в среду, 4 сентября. Поначалу школьники шумели и смеялись, еще не понимая, чего ожидать от мероприятия под названием «Черный сентябрь Беслана». Скорее всего, до этого никто из них и не слышал о трагедии двадцатилетней давности.
Но как только приглушили свет, и заиграла музыка, юные зрители притихли. И начался рассказ, текст читала режиссер Народного театра Партизанска Светлана Симонова. На экране сменялись фотографии, шокирующие факты шли один за другим. Звучали имена взрослых и детей, погибших как герои, пытавшихся помочь заложникам во время захвата школы №1 города Беслана в Северной Осетии.
И постепенно в зале воцарилась тишина. Под впечатлением оказались все зрители, сопереживавшие погибшим и пострадавшим. Все стихотворения, прочитанные со сцены артистами Народного театра Екатериной Юрченко, Еленой Беляковой и Константином Кучиным, относились к конкретным героям рассказа. А в конце, не сговариваясь, весь зал встал и в полной тишине почтил молчанием память погибших.
По завершении мероприятия корреспондент «Вестей» побеседовал с его участниками.
— Светлана Витальевна, как возникла идея такой постановки?
— Когда случилась эта беда, 1 сентября 2004 года, мой сын еще учился в школе. Я водила его на школьную линейку и, вернувшись, увидела в прямом эфире страшные события, которые в тот момент происходили в Беслане. Все эти три дня не отходила от телевизора, днем и ночью смотрела репортажи и прямые включения. И, как любой нормальный человек, испытывала боль, внутреннее чувство протеста. Почему маленькие дети? Почему эти люди? И в один из дней просыпаюсь, открываю глаза, и у меня возникают строчки: «Бесславье и бесчестье нам. Не сберегли детей твоих, Беслан…». И буквально за считанные минуты я написала стихотворение. А в это время готовился к изданию сборник моих стихов. И это произведение вошло в него. Это было в 2004 году, а год спустя моя мама оказалась в одной из мос- ковских клиник и в фойе увидела женщину, которая все время плакала. Когда подошла, разговорилась, то ею оказалась мама девочки, которая была заложницей вместе с ней в те страшные дни. Они очень дорожат любым вниманием и собирают по крупицам все, что пишут об их детях. Узнав о моем стихотворении, она попросила мою маму подарить ей этот сборник. Так моя книга оказалась в первой школе Беслана, где сейчас находится мемориал. А эта женщина, Фатима, подарила мне первый том «Эхо бесланской печали» Феликса Цаликова с благодарственной подписью от имени всех матерей погибших детей. Спустя недолгое время сам автор прислал посылку, в которой были оба тома этого сборника и книга «Плакал дождь холодными слезами». В своем двухтомнике осетинский поэт написал в стихах о каждом погибшем человеке в этой трагедии. Я читала и плакала над каждой страницей. Тогда, в 2006 году, поняла, что не имею права это просто поставить на полку — нужно рассказать людям. И вот тогда в Находке провела очень много встреч в школах, училищах, учреждениях.
— Были ли сложности с подготовкой этого памятного часа?
— Нет, когда нам во Дворце доверили подготовку этой программы, я взялась за нее, потому что обладаю информацией и богатейшим материалом. Предложила поучаствовать коллективу Народного театра. Екатерина Юрченко, Елена Белякова и Константин Кучин согласились помочь.
— Вопрос к артистам: трудно ли вам было участвовать в проекте?
— Начинали через слезы и переживания. И поначалу даже думали отказаться, но не смогли, — делятся впечатлениями Елена и Екатерина.
— Хотели отказаться из-за боязни расплакаться на сцене, когда нужно будет читать стихи. Потому что нужно было иметь самообладание, — добавляет режиссер.
— Светлана Витальевна, давайте немного о будущем. Над чем сейчас работаете?
— Готовим комедию «Как пройти на Хоккайдо?». Это не про Японию. Чтобы понять, почему такое название, нужно посмотреть спектакль. Это пародия на нынешний псевдолиберальный театр, где увлекаются не содержанием, а формой, отошли от истинной традиции русской драматической школы, а на первый план выставляется самодовольство актера, его гордыня, стремление заработать, иметь славу и почет.
— Какие из Ваших проектов были самые сложные в постановке?
— Трудности есть всегда. Во-первых, в том, что наши актеры не на зарплате. И у людей свой график, свой ритм жизни. И когда собирается одна команда, а она у меня всегда получается большая, на сцене не два три человека, а 10-12, я уверена, что зрители любят, когда в спектакле участвует много актеров. И очень трудно собрать весь коллектив как единый оркестр.
— И как Вы с этим справляетесь?
— Терпение и труд. Этим можно заниматься только, когда ты любишь театр. Многие приходят, но потом уходят. Могут остаться только влюбленные в само искусство. Если человек пришел решать только какие-то свои личные задачи и больше ничего, то, как правило, он недолго пробудет. Я всегда говорю актерам, что на сцену мы выходим не для того, чтобы себя любимых показать и самоутвердиться, а выносим основные животрепещущие вопросы, которые волнуют зрителя, которые у нас в обществе возникли, созрели. Зритель должен ходить на пьесу, «на тему», приходить со своими внутренними вопросами и получать на них ответы. Ни для развлечения, ни для того, чтобы похохотать или посмотреть на какого-то раскрученного артиста.
— И напоследок, какой совет можете дать нашим читателям, тем, кто хочет найти себя в актерской или режиссерской профессии?
— Просто попробовать. Никогда ничего не бояться. Страх — это самый большой враг человека. Это его путы, его кандалы. Надо идти и делать.
Наталья СТОРОЖЕНКО.
Фото автора